- Судан
-
СУДАН
С установлением в нач. 1990-х гг. в Судане исламистского режима Национального исламского фронта правительство страны начинает поддерживать международную террористическую деятельность исламских фундаменталистов. Самостоятельно Судан играет незначительную роль в организации террористических операций, являясь базой для скрывающихся от правосудия террористов и предоставляя международным террористическим организациям возможность основывать региональные филиалы и тренировочные лагеря на своей территории. Поддержка террористических организаций включает: военизированное обучение, идеологическую обработку, помощь в осуществлении финансирования, предоставление документов, транзит через территорию страны наземным, морским и воздушным транспортом, предоставление убежища в Судане.
Судан предоставляет убежище членам международных террористических групп: Революционный совет ФАТХ (организация Абу Нидаля), Хезболлах, Палестинский исламский джихад, Исламское движение сопротивления (ХАМАС), Исламский фронт спасения (Алжир), Аль-Гамаа аль-Исламийя (Египет). Национальный исламский фронт поддерживает повстанческие исламские и неисламские движения в Уганде, Тунисе, Эфиопии, Эритрее, Кении. Суданское правительство действует в тесном контакте с управляемыми Ираном террористическими сетями и структурами, а также (до 1996) открыто сотрудничало с бен Ладеном.
Поддержка Суданом международного терроризма привела к осложнению внешнеполитических отношений государства со многими странами мира и международными организациями.
Подрывная деятельность поддерживаемых Суданом боевиков заставила Уганду в апр. 1995 заявить о разрыве дипломатических отношений.
Эфиопия и Египет обвинили суданские спецслужбы в прямой помощи террористам "Исламской группы", совершивших нападение на египетского президента Хосни Мубарака в Аддис-Абебе 26.6.1995. Несмотря на просьбу Эфиопии, Судан не выдал трех египетских террористов, подозреваемых в участии в покушении на Мубарака. Организация африканского единства 11 сент. и 19 дек. 1995 обратилась к Судану с просьбой о выдаче террористов, что также не было исполнено.
Отношения с США, которые с 1993 рассматривают Судан в качестве поддерживающей терроризм страны, еще более осложнились после того, как гражданин Судана был признан виновным (в 1995) в попытке осуществить ряд диверсий в Нью-Йорке в 1993. Он утверждал, что два члена суданской миссии в ООН участвовали в планировании террористических актов. В апр. 1996 госдепартамент выслал суданского дипломата. В нояб. 1997 госдепартамент США объявил о продлении ранее введенных против Судана экономических санкций и введении новых.
Судан стремится облегчить свое положение, для чего предпринимает некоторые меры по снятию с себя ярлыка "террористического государства". После покушения на Мубарака в 1995 президент Судана Башир уволил руководство служб безопасности и ввел новую визовую политику, обязывающую получать визы для въезда в Судан. Но эти меры не распространяются на Ирак, Ливию и Сирию, отношения с которыми регулируются двусторонними соглашениями. В русле политики Хартума на нормализацию отношений с Западом находится выдача в 1994 Франции известнейшего международного террориста Ильича Рамиреса Санчеса и удаление в 1996 бывшего гражданина Саудовской Аравии и руководителя международными террористическими сетями бен Ладена. Несмотря на эти важные шаги, Судан по-прежнему отказывается выполнить резолюции Совета Безопасности ООН 1044, 1054, 1070 от 1996, которые требуют выдачи террористов ИГ, участвовавших в покушении на Мубарака.
Терроризм и террористы. Исторический справочник. — Мн.: Харвест. Жаринов К. В. Под общ. ред. А. Е. Тараса.. 1999.